Домой Автор Ссылки

Дистанционное обучение школьников

 
     

Статьи

ç Назад

Опора на средства новых информационных технологий

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают слушателю, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта
  • телеконференции
  • пересылка данных (FTP-серверы)
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы)
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы),
  • видеоконференции

С помощью каждого из этих типов взаимодействия слушателя и преподавателя решаются специфические учебные и дидактические задачи. Отметим, что перечисленные средства могут использоваться в совокупности, или же более развитые виды общения могут как частный случай обеспечивать более простые телекоммуникационные механизмы (например, общение через WWW-серверы может включать посылку писем и файлов, иметь механизм обсуждения общих тем по типу телеконференций).

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к обучаемым и преподавателю). Электронная почта намного облегчает преподавателю массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки со слушателями.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя, выступающего в роли модератора. Преподаватель формулирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники телеконференций могут просматривать поступившие сообщения, присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая таким образом участие в дискуссии.

Услуги FTP-серверов могут потребоваться при пересылке данных (файлов), в том числе больших размеров. FTP-серверы располагают удобными функциями для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылками (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницы, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этими материалам.

Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения видеоконференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями "в живом эфире", имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.

 

(c)2001 Шамин Дмитрий
E-mail: dashamin@e-mail.ru

Домой Автор Ссылки  
   
Hosted by uCoz