Домой Автор Ссылки

Дистанционное обучение школьников

 
     

Статьи

ç Назад

Состояние и перспективы развития ДО в России

По результатам работы секции "Дистанционное образование" Всероссийского августовского педсовета (21-31 августа 2000 года)

Cостояние и перспективы развития дистанционного образования и применения в учебном процессе Интернет-технологий:

  1. В развивающемся информационном мире появляются новые ориентиры российской школы: персонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием Интернет-технологий и сетевых ресурсов. Необходимым условием развития дистанционного образования в России является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии Интернет-образования. Необходима разработка принципов конструирования базисного учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. Главным условием развития теории дистанционного обучения является организация и анализ деятельности учителей-практиков.
  2. Необходима существенная переоценка имеющегося содержания образования в категориях информационных процессов в открытом информационном поликультурном пространстве. Это означает глубокие трансформации и в "традиционных" сферах, таких, как нормирование содержания, методы и формы образования (особенно, гуманитарного), способы контроля и т.д. Должны изменяться методики преподавания и представления о навыках, необходимых школьникам для полноценного обучения.
  3. Допустимо одновременное существование и развитие различных моделей дистанционного образования. Например, предлагается компенсирующая модель использования ДО с предпочтением очной работе учителя и учеников с удаленными от них ресурсами. В дистанционном обучении, когда учитель и ученики удалены друг от друга, меняется традиционная модель взаимодействия "учитель-учащийся", появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации.
  4. Одна из главных возможность применения Интернет в образовании - это использование его ресурсов в качестве инструмента активизации творческого потенциала учителя и ученика.
  5. Особой задачей научных, учебных и административных органов образования должна стать забота об обеспечении свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащимися и педагогами. Для обеспечения индивидуальной траектории учащихся при проектировании дистанционных курсов предлагается использование модулей двух видов: инвариантных - обязательных для изучения всеми обучаемыми и вариативные - содержание которых изучается в зависимости от желания обучаемого и его личностных возможностей. Индивидуальная траектория обеспечивается мониторингом - непрерывным процессом анализа информации обратной связи и синтезом (на основе этого анализа) новых ситуаций, воздействий, ответом на запросы развивающейся личности.
  6. Необходимо, чтобы электронный учебник обеспечивал изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения учеником специальным образом упорядоченных заданий, выполняя которые, ученик совершает "открытие" нового. Электронный учебник должен быть максимально личностным, адаптивным, автообновляемым, предполагающим обратную связь с педагогом, рефлексию. Одним из вариантов конструирования учебника является линейно-концентрическая модель, проявляющаяся в линейной последовательности изучения модулей и концентричности их внутренней организации.
  7. Необходима разработка педагогических основ школьного сайта, который, с одной стороны, может быть инструментом эффективного решения традиционных задач очного обучения (организация дистанционных родительских собраний, проведение конкурсов, информационная поддержка обучения), с другой - являться средством коммуникации с внешним миром. Имеется опыт работы "Дистанционного консультационного пункта" для учителей и учеников по общеобразовательным предметам (В.И.Шелест, директор "Научной лаборатории школьников", г.Новосибирск) и национального консультативного сайта исследовательских работ школьников и студентов.
  8. Интеграция школьного образовательного процесса и образовательных ресурсов Интернет возможна при условии создания в школах новой структурной единицы - информационной службы. Министерству образования предлагается разработать организационно-правовые акты, регламентирующие дистанционную деятельность учителей и школ, имеющих возможность обучать дистанционно учеников из других регионов.
 

(c)2001 Шамин Дмитрий
E-mail: dashamin@e-mail.ru

Домой Автор Ссылки  
   
Hosted by uCoz